Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних

Алкоголизм среди несовершеннолетних распространяется угрожающими темпами. Образ жизни, который ведут современные подростки, уже не мыслим без алкоголя. Возраст несовершеннолетних, которые употребляют алкогольные напитки, стремительно снижается. Проблема алкоголизма среди несовершеннолетних особенно остро ощущается в неблагополучных семьях. Как правило, родители в этих семьях страдают алкогольной зависимостью. Это очень сильно сказывается на детях. Они в последствие сами начинают злоупотреблять алкогольными напитками, причём с раннего возраста. Что в короткие сроки приводит к алкоголизму.

Алкоголизм среди несовершеннолетних намного опаснее, чем алкоголизм у взрослых, из-за повышенной восприимчивости ещё несформировавшегося организма к алкоголю. Значительно быстрее формируется привязанность и намного больше оказывается вредного воздействия от алкоголя.

Главная опасность алкоголизма несовершеннолетних – это совершение противоправных деяний, в состоянии опьянения. Жизнь несовершеннолетнего уже с раннего возраста, может пойти по «преступной колее».

Этапы развития алкоголизма среди несовершеннолетних

Существует несколько этапов развития алкоголизма среди несовершеннолетних. С каждым последующим этапом зависимость к алкоголю повышается, а также появляются различные отклонения в развитии, заболевания.

Первый этап. На начальном первом этапе происходит привыкание организма несовершеннолетнего к алкоголю. В это время большое значение имеет влияние, которое оказывается со стороны семьи, школы и сверстников. Длительность данного периода около 3-6 месяцев.

Второй этап. Продолжительность этого этапа, не более 1 года. Данный период характеризуется систематическим приёмом алкогольных напитков. Растёт количество употребляемого алкоголя, увеличивается кратность приёма. Если прекратить употреблять алкогольные напитки на этом этапе, то это окажет положительный и стойкий терапевтический результат.

Третий этап. На третьем этапе формируется начальная стадия алкоголизма. Появляется психологическая зависимость к алкоголю. Тяга к спиртному может сохраняться несколько месяцев и даже лет. Несовершеннолетний теряет ситуационный и количественный контроль. Он начинает потреблять алкоголь в любое время суток, в любом количестве.

Четвёртый этап. Абстинентный синдром на данном этапе уже сформирован, реже он может проявляться в форме вегетативно-соматических расстройств. Полное воздержание от приёма алкогольных напитков снижается и чаще всего возникает только после употребления больших доз алкоголя. Четвёртый этап – это уже хроническая стадия алкоголизма.

Пятый этап. На этом этапе происходит дальнейшее развитие и усугубление болезни.

Есть основное отличие алкоголизма несовершеннолетних от взрослого алкоголизма – алкоголизм среди несовершеннолетних приводит к быстрому формированию слабоумия.

В многогранной работе по всестороннему и гармоническому развитию молодежи особое значение имеют усилия общества по ограждению подрастающего поколения от пагубного влияния наиболее опасных антиподов социалистического образа жизни — пьянства и алкоголизма. Настоятельная необходимость таких усилий обусловливается рядом обстоятельств.

Во-первых, потребление алкоголя, будучи опасным для взрослого человека, еще более пагубно сказывается на молодом, неокрепшем организме и служит серьезной причиной патологии в умственном и физическом развитии подростков. Не обладая необходимыми компенсаторными механизмами, организм подростка очень быстро регрессирует под разрушительным воздействием алкоголя. При этом чем раньше начинается приобщение к спиртному, тем опаснее его разрушающее воздействие.

Медицинскими исследованиями установлено, что при одинаковом уровне потребления спиртных напитков и одинаковых условиях среды болезненная привычка к алкоголю у несовершеннолетних формируется в 2,5—3 раза быстрее, чем у лиц зрелого возраста. Раннее приобщение к алкоголю имеет и иные последствия: такие подростки чаще всего становятся на путь преступлений. Впоследствии, повзрослев, они, сами того не подозревая, приносят и другое зло. Статистика утверждает, что более 90 % детей, страдающих психическими и физическими расстройствами, рождаются от родителей, которые начали пить в школьном возрасте.

Во-вторых, приобщение подростков к потреблению алкоголя неизбежно сдерживает процесс социализации, у жертв раннего пристрастия к этому зелью резко снижаются моральные критерии, притупляется чувство долга и ответственности, вследствие чего закладываются основы аморального, противоправного поведения в будущем.

В-третьих, значение профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних выходит за рамки ограждения только молодежи от употребления алкоголя: они имеют свое непосредственное отношение к решению проблемы пьянства в целом, так как изначальные основы пьянства среди взрослых, установки на потребление алкоголя, как правило, закладываются в подростковом возрасте.

Не случайно, поэтому в намеченных партией и правительством мерах по преодолению пьянства особое внимание уделяется координации усилий различных государственных органов и общественных организаций по обеспечению ранней профилактики, осуществлению комплекса мер, в том числе карательного характера, для защиты подростков от растлевающего влияния пьяниц и алкоголиков. Как будет показано далее, там, где объединяются в этих целях усилия школы, семьи, комсомола, милиции, трудовых коллективов и общественности, как правило, обеспечивается заметное сокращение случаев пьянства среди несовершеннолетних.

Повышенную остроту проблеме пьянства среди молодежи придают наблюдаемые за последнее время неблагоприятные моменты, характеризующие алкогольное потребление среди несовершеннолетних. В первую очередь это касается степени распространенности потребления алкогольных напитков в данной демографической группе. Так, проведенные нами с интервалом в 15 лет в ряде городов РФ исследования среди старшеклассников выявили определенный рост числа употребляющих алкогольные напитки. Если в 1965 г. среди учащихся 9—10 классов эпизодически употребляли их в среднем 49 % девочек и 68 % мальчиков, то в 1980 г. эти показатели составляли уже соответственно 75 и 90 %.

Аналогичная картина наблюдалась и среди других групп молодежи: учащихся профессионально-технических училищ, техникумов, рабочих, студентов вузов. В последние годы с ростом распространенности потребления алкоголя среди несовершеннолетних тесно связан процесс известного «омоложения» пьянства и алкоголизма и как результат этого — значительное усложнение антиалкогольной борьбы. Показателем известного «омоложения» пьянства служит и увеличение удельного веса среди больных алкоголизмом лиц в возрасте до 30 лет и постепенное снижение в связи с этим среднего возраста алкоголика. Анализ возрастного состава больных, проведенный в ряде городов страны, показал, что за период с 1972 по 1982 г. доля молодых алкоголиков (до 30 лет) в общей массе больных выросла в среднем с 7—8 % до 11—13,5 %.

Эта тенденция особенно опасна с криминологической точки зрения. Анализ преступности среди несовершеннолетних показывает, что до совершения преступления подростки уже приобщились к алкоголю. На почве пьянства среди несовершеннолетних чаще всего происходит и формирование преступных групп. Как свидетельствует многолетняя статистика, в среднем каждый второй из числа осужденных несовершеннолетних идет на преступление в состоянии опьянения. Среди подростков, привлеченных к ответственности за хулиганство, доля находившихся в нетрезвом состоянии достигает 80 %. Около 70 % случаев насильственных преступлений несовершеннолетних связаны с употреблением алкоголя.

Таким образом, вероятность отклоняющегося поведения на почве употребления алкоголя у несовершеннолетних и молодежи оказывается значительно выше, чем у других возрастных групп. Это объясняется, в частности, тем, что для этого возраста характерна неустойчивость нервной системы, морально-этических взглядов и убеждений, пониженное чувство самоконтроля. Например, в возрастной группе 18—24 года вероятность совершения преступлений в состоянии опьянения выше средних показателей в 3—3,5 раза. Еще больше рискуют совершить, антиобщественные проступки в состоянии опьянения несовершеннолетние.
Причины потребления алкогольных напитков подростками и молодежью во многом связаны с действием причинного комплекса пьянства и алкоголизма в целом. Вместе с тем особенности психологических и личностных характеристик несовершеннолетних придают определенную специфику распространению потребления алкоголя среди подростков, что требует особого подхода к организации профилактической работы среди данной возрастной группы. Например, побудительные мотивы для распития спиртного у несовершеннолетних в большинстве случаев носят иной характер, нежели у взрослых. Чаще всего алкогольная мотивация у подростков связана с действием причин, обусловленных их социально-психологическими особенностями, влиянием ближайшего окружения. Наиболее сильным из них является социально-психологический механизм подражания взрослым. Как утверждают психологи, возрастной период в 11—21 год отличает подчеркнутая ориентация на взрослые нормы поведения, усиленные притязания на взрослость.

Потребление алкоголя большинством взрослого населения, бытовавшая вокруг этого явления атмосфера благодушия, снисходительного отношения делали его в глазах подростков неотъемлемым атрибутом образа жизни старших. Это служило весьма значительным фактором формирования у них позитивного отношения к алкоголю. В условиях широкой распространенности в быту питейных обычаев и традиций психологические установки на потребление алкоголя формировались у подростков задолго до их приобщения к спиртному. Опрос 11 —12-летних учащихся школ показал, например, что от 50 до 70 % из них считали вполне допустимым потребление алкоголя по случаю семейных и других праздников. При этом каждые трое из четверых опрошенных не исключали того, что в будущем они сами могут употреблять алкогольные напитки. Таким образом, для большинства подростков, начавших прибегать к алкоголю, последний выступал главным образом как символ взрослости, мужества, как своеобразное средство самоутверждения.

Поскольку большинство случаев распития спиртного взрослыми (исключение составляет потребление его пьяницами и алкоголиками) связано с радостными событиями — праздниками, семейными торжествами, приемом гостей и тому подобными случаями, постольку алкоголь воспринимался подростками как источник радости, веселья и т. д., а не как напиток, оказывающий пагубное действие. Согласно исследованиям, лишь незначительная часть молодежи прибегала к алкоголю от скуки, одиночества или тревоги.

На решающее влияние семьи, сложившегося в ней стереотипа поведения в формировании и проявлении у детей установок на потребление алкоголя указывали, например, опрошенные нами в Москве и Кирове преподаватели, мастера и другие лица, непосредственно связанные с воспитанием молодежи (всего опрошено 240 человек). На вопрос «Что, на Ваш взгляд, больше всего способствует приобщению подростков к алкоголю?» 58 % опрошенных назвали поведение родителей, 32 % указали на недостатки в нравственном воспитании подростков, низкий уровень их культурного развития и 27 % — на безделье, незанятость ребят в свободное время.

На психологию подростка заметное влияние оказывало и широко распространенное среди населения заблуждение относительно свойств алкоголя и его роли в жизни человека. Испытываемое от небольших доз алкоголя состояние иллюзорного удовольствия, подъема сил, бодрости и т. п. способствовало закреплению предрассудка о благотворном его влиянии. В том, что большая часть несовершеннолетних придерживалась ошибочных представлений о характере действия алкоголя, мы имели возможность убедиться при опросе почти одной тысячи школьников: от 50 до 75 % старшеклассников уверены в безвредности или даже полезности для человеческого организма приема небольших доз алкоголя.

Решительно проводимый ныне Коммунистической партией и Советским правительством курс на создание атмосферы нетерпимости к пьянству, резкого осуждения любых его проявлений, а также активное осуществление специальных мер по антиалкогольному воспитанию молодежи создают необходимые условия и предпосылки для искоренения пьянства и алкоголизма. Помимо создания на всех уровнях морально-психологической атмосферы, исключающей терпимое, снисходительное отношение к любому потреблению алкогольных напитков несовершеннолетними, большое значение для ограждения детей и подростков от пьянства имеют целенаправленные мероприятия по устранению тех неблагоприятных условий и факторов, под воздействием которых определенная часть подростков становилась на путь систематического потребления спиртных напитков. Об этих условиях и факторах можно составить определенное представление, внимательно ознакомившись с категорией подростков, в большей мере оказавшихся склонными к потреблению спиртного, и в частности с подростками, состоящими на учете в милиции.

Изучение больших групп несовершеннолетних позволяет сделать вывод, что определяющим в приобщении подростков к спиртным напиткам являются факторы, связанные с семейным неблагополучием. При этом неблагополучие связано не только с неполной семьей, отсутствием одного из родителей. Оно в гораздо большей степени вызывается ненормальными условиями в семье, возникающими вследствие неправильного, аморального поведения родителей, плохих взаимоотношений между ними.

Нашими исследованиями установлено, что в семьях, где родители вели недостойный образ жизни, пьянствовали, постоянно ссорились, подростки в среднем в 3—3,5 раза чаще, чем их сверстники из благополучных семей, оказывались в числе пристрастившихся к алкоголю. Свойственная таким семьям нравственно-психологическая обстановка травмировала психику детей, формировала у многих из них устойчивую алкогольную ориентацию.
Подросткам из таких семей были свойственны чувства неполноценности, социальной неуверенности и беспомощности, недисциплинированность и неорганизованность; эти качества постепенно формировали у них психологическую предрасположенность к употреблению алкоголя, побуждало к поискам форм жизнедеятельности, не требующих сколько-нибудь значительных интеллектуальных усилий. Готовность к употреблению спиртных напитков чаще всего реализовывалась в уличных компаниях подростков, где нередко преобладают взгляды, установки, нормы поведения, не отвечающие социально установленным правилам. Семья, где пьянствуют родители, естественно, не способна в должной мере выполнять свою основную функцию — воспитывать детей, прививать им социальные качества и черты, необходимые для полноценного члена общества. В таких семьях дети не получали социально-позитивных знаний и жизненных навыков и в конечном счете оказывались в недостаточной мере подготовленными к выполнению в будущем своих обязанностей перед семьей, трудовым коллективом, обществом.

Другим следствием семейного неблагополучия являлось слабое развитие у подростков культуры общения. Если родители пьянствовали, устранялись от воспитания детей, то это неизбежно приводило к нарушению близости, душевных контактов между ними со всеми вытекающими из этого последствиями. Дети лишались родительской ласки, внимания, заботы, т. е. того, что более всего нужно для воспитания таких черт характера, как доброта, мягкость, внимание к другим и т. п. Отсутствие родительской помощи ограничивало возможность усвоения детьми общественно значимых взглядов, ценностей, норм и навыков поведения, что отрицательно сказывалось потом на их взаимоотношениях со сверстниками из благополучных семей, на степени их активности в общественных делах. Отсутствие душевной близости с родителями, неумение устанавливать контакты с товарищами по учебе в школе заставляли определенную часть подростков из неблагополучных семей удовлетворять потребность в общении в сомнительных компаниях.

Влияние таких факторов, как семейное неблагополучие, снисходительное отношение к алкоголю, принятые в семье формы и мотивы его потребления, характер культурных и духовных интересов, на приобщение несовершеннолетних к алкоголю отчетливо видно из табл. 18 при сравнении двух групп подростков — пятнадцати и семнадцати лет, периодически (группа А) и эпизодически (группа Б) употреблявших спиртные напитки (обследование проводилось в одном из районов Москвы, в ходе которого был опрошен 271 учащийся).

Из таблицы видно, что степень приобщения подростков к алкоголю весьма существенно коррелирует с показателями их положения в семье, уровнем развития культурных интересов и запросов, особенностями ближайшего окружения, формами использования свободного времени. Прежде всего среди подростков группы А по сравнению с подростками группы Б почти в 2 раза меньше тех, кто не имеет одного из родителей, более чем в 3 раза меньше тех, кто вместе с родителями посещал культурные и иные мероприятия. Особенно заметны различия в их культурном развитии, познавательной и общественной активности. Например, в группе с отклоняющимся поведением ребята в 3 раза меньше занимались спортом и техническим творчеством, в 6 раз меньше участвовали в кружках художественной самодеятельности, увлекались разного рода коллекционированием. Крайне незначительно число тех, кто постоянно выполнял общественные поручения.

Хотелось бы специально обратить внимание на относительно широкое распространение совместного (родителей с детьми) употребления алкогольных напитков по праздникам. Даже из контрольной группы каждый третий употреблял спиртное, отмечая с родителями общественные и семейные праздники. Более половины таких подростков указали на то, что дни рождения друзей, их групповые встречи сопровождались употреблением алкогольных напитков. И наконец, каждый шестой из них допускал распитие спиртного в общественных местах.

В заключение анализа причин и условий, вызывающих алкогольное потребление среди молодежи, хотелось бы остановиться еще на одном моменте, к сожалению, получившем за последние годы довольно заметное распространение. Речь идет о следующем. Как показал анализ состава несовершеннолетних, допускающих употребление алкоголя, основы возможного их приобщения к его потреблению закладываются не только в тех семьях, в которых родители по разным причинам не занимаются в достаточной мере воспитанием своих детей. Это явление нередко можно наблюдать и в семьях, в которых родители проявляют чрезмерную заботу о благополучии детей, где преобладает стремление максимально оградить, освободить их от неизбежных в каждой семье забот и обязанностей.

Подобная опека вопреки желанию родителей неизбежно влечет за собой формирование у таких детей комплекса зависимости, беспомощности, неподготовленности к жизни, что вместе с отсутствием волевых установок на преодоление трудностей повышает риск оказаться подверженным дурному влиянию окружающих, побуждает искать более легкие способы решения жизненных проблем. Как уже отмечалось, для слабых, безвольных людей употребление алкоголя является наиболее доступным, хотя и несомненно иллюзорным выходом из трудного положения. Кроме того, именно в таких семьях подростки, как правило, располагали определенными суммами денег на карманные расходы, что практически облегчало им доступ к спиртным напиткам.

Даже этот далеко не полный анализ причин и условий возникновения подросткового и юношеского пьянства позволяет составить представление о некоторых основных направлениях противоалкогольной работы среди молодежи. Речь идет о мероприятиях, направленных на формирование у молодежи активного отрицательного отношения к алкоголю, на значительное улучшение работы по нравственному воспитанию и культурному развитию, на создание необходимых условий для организации разумного досуга, формирования навыков безалкогольного времяпрепровождения.

Успешное решение этих задач требует разнообразной настойчивой работы государственных и общественных организаций, целенаправленных и постоянных усилий всех средств массовой информации,. культурно-просветительных учреждений, трудовых коллективов, семьи и школы. Особенно велика роль в этом общеобразовательной школы, располагающей огромным воспитательным потенциалом, возможностью в течение многих лет оказывать культурно-педагогическое, эмоционально-психологическое воздействие на детей и подростков. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский, отмечая, что пьянство недостойно культурного человека, что алкоголь затуманивает сознание, дает волю инстинкту и низводит человека к скотскому состоянию, писал: «Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости».

Разумеется, роль школы в антиалкогольном воспитании не может сводиться к тому, чтобы, используя возможности различных учебных дисциплин, вооружать учащихся необходимыми знаниями о вреде алкоголя, его влиянии на человеческий организм и т. д. Как свидетельствует опыт антиалкогольного просвещения в школах многих зарубежных стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и др.), осведомленность об алкоголе, какой бы широкой она ни была, оказывается недостаточной, для того чтобы изменить отношение молодежи к потреблению алкоголя. Объясняется это частично тем, что в системе ценностных ориентации подростков их собственное здоровье пока еще не занимает сколько-нибудь заметного места. Для выработки устойчивого нравственно-психологического неприятия пьянства, активной антиалкогольной позиции информативно-ознакомительные усилия должны быть дополнены мерами, обеспечивающими глубокое эмоциональное и нравственное воздействие на учащихся, что невозможно без убедительного, научно обоснованного раскрытия тесной связи процесса становления и развития личности молодого человека с трезвым образом жизни.

Вот здесь-то мы и сталкиваемся с наиболее узким местом в антиалкогольном воспитании учащихся — слабой подготовленностью к этой работе самих преподавателей, отсутствием научно обоснованной методики ведения столь тонкого и сложного дела и, наконец, их личной позицией в алкогольном вопросе. Знакомство с работой многих школ убеждает, что педагогические коллективы были слабо ориентированы на систематическую и целенаправленную работу по антиалкогольному воспитанию учащихся. Кроме того, они испытывали острую потребность как в научно-методической литературе, так и в вооружении их специальными знаниями по данной проблематике.

Подготовленное Министерством просвещения и направленное в 1974 г. на места специальное методическое письмо «Об антиалкогольной пропаганде в системе просвещения», в котором указывалось, как в процессе преподавания обществоведения, истории, литературы, химии, анатомии и физиологии человека вести такую пропаганду, лишь частично удовлетворяло указанную потребность.

О том, насколько актуальным является вопрос о повышении научно-методического уровня антиалкогольного просвещения и воспитания учащихся, свидетельствуют и результаты социологического опроса работников школ и профтехучилищ. Из общего числа опрошенных преподавателей общеобразовательных школ и ПТУ (всего 172 человека) городов Москвы и Кирова 68 % указали, что в своей работе по антиалкогольному воспитанию они практически не пользовались какими-либо методическими пособиями и материалами, и только 32 % отметили, что такие материалы они иногда применяли в своей работе. Из-за отсутствия методических пособий и нехватки специальных знаний антиалкогольное просвещение часто велось кустарно, неграмотно. Большинство опрошенных с сожалением отмечали, что ни в высших учебных заведениях, ни на курсах повышения квалификации учителям не давали необходимых знаний и навыков для такой работы.

Вопрос о назревшей необходимости вооружения такими знаниями преподавателей школ и профессионально-технических училищ поднимался на страницах газеты «Правда». Один из ее корреспондентов, ссылаясь на специальные исследования, отмечал, что уровень знаний учителей и мастеров ПТУ по проблемам пьянства примерно тот же, что и у старшеклассников. Многие учителя, писал он, осознали необходимость приобретения знаний и навыков по противоалкогольному воспитанию. Они понимают, что «не могут позволить себе дилетантского подхода к столь важной воспитательной проблеме, и обычно ищут тех, кто бы мог их в этой теме заменить. Популярной и удобной для отчетности формой работы служат, как правило, лекции, читаемые врачом или кем-то из родителей школьников (чаще это человек, не сумевший найти достаточных причин для отказа). Лектор-любитель штудирует одну, в лучшем случае несколько брошюр и бодро входит в класс. Увы, ему приходится нелегко. Оказывается, старшеклассники — очень сложная аудитория, внешне банальная тема выступления неожиданно трудна и таит множество «подводных камней».